Prometcor.ru

Prometcor.ru - юрточный портал

Ингуши быт, ингуши кто такие, ингуши парни фото
Ингуши
ингуш. ГIалгIай

Руслан АушевМурат Зязиков
Юнус-Бек ЕвкуровМагомед-Саид Плиев
Самоназвание

ингуш. ГIалгIай

Современный ареал расселения и численность

Всего: 750 тыс. человек.[10].
 Россия: 444 833 (2010)[1][2][3]

 Казахстан: 15 120 (2009 г.)[5]
 Кыргызстан:  568 (1999)[6]
 Украина: 455 (2001 г.)[7]
 Белоруссия:  88 (2009 г.)[8]
 Латвия:  36 (оценка 2010)[9]

Язык

Ингушский

Религия

ислам

Расовый тип

европеоиды

Родственные народы

бацбийцы, чеченцы

Этнические группы

ГIалгIай (эздий тейпаш),Къоастой, Фаьппи, ЖIайрхой, Орстхой

Ингуши́ (самоназвание — ингуш. ГIалгIай — мн.число, ГIалгIа — ед.число) — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

В Турции и странах Ближнего Востока проживает общность ингушей — карабулаки (орстхойцы), численностью около 350 тысяч человек[11], иногда их выделяют в отдельный этнос[12]. Воинственные карабулаки до середины XIX века занимали земли Терско-сунженской равнины. После окончания Кавказской войны 2/3 карабулаков переселились в Османскую империю. Оставшаяся часть была ассимилирована ингушами и чеченцами. Родным языком для карабулаков является ингушский[11]. Таким образом вместе с карабулаками численность ингушей во всем мире превышает 1 млн человек.[источник не указан 152 дня]

Содержание

Численность

Общая численность во всем мире около 700 тысяч человек[13], из них в России — 444,9 тысяч человек (2010 год), большая часть из которых проживает в Ингушетии — 385,5 тысяч человек, а также в Северной Осетии — 28,3 тысяч человек (перепись 2010 года)[1]

Субъект федерации Числ. в тыс. чел. (2002)[14] Числ. в тыс. чел. (2010)[1]
Ингушетия 361,1 385,5
Северная Осетия 21,4 28,3
Москва 4,1 4,4
Чечня 2,9 1,2
Тюменская область 2,4 ?
Ставропольский край 1,8 ?
Кабардино-Балкария 1,2 ?
Ростовская область 1,1 ?
Якутия 1,0 ?

За пределами России — в Казахстане — 15,1 тыс. (2009 год)[5].

История

Древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) упоминает северокавказский народ «гаргарейцы», живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей — «галгаи».

Анания Ширакаци — армянский географ и картограф VII века — упоминает народ «нахчаматьян», границы расселения которого примерно соответствовали нынешней Чечено-Ингушетии.

По другим данным, легендарными предками ингушей и чеченцев являются дзурдзуки, упоминаемые арабскими географами IX—X веков. Дзурдзуки просуществовали до XIV века. В 1395 году объединение было уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. При этом, часть равнинной территории современной Ингушетии входила в состав Алании.

Согласно данным историка Умалата Лаудаева, в преданиях чеченцев и ингушей их предки называются «керестанами», то есть христианами. Христианство распространялось среди народов Северного Кавказа начиная с VII века н. э., когда епископ Исраэль из Албании Кавказской насильно крестил северокавказских «гуннов», то есть савиров. Однако вплоть до начала XVIII века, когда Термаол стал насаждать среди чеченцев ислам суннитского толка, вейнахи сохраняли язычество.

В XV веке ингуши предпринимают попытку возвращения на равнины. Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года, поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным, ингуши были вынуждены вновь уйти в горы.

В этот период началось проникновение ислама — через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества — Галгаевское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское (Кистинское), проживавшие в горах, начали возвращаться на равнины в XVIXVII веках, главным образом, на Тарскую долину, где в конце XVII века было основано селение Ангушт. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

Хотя русский князь Святослав, победив хазар, совершил поход на Северный Кавказ еще в 965 году, русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии. В документах Московской Руси XVI—XVII вв. они называются «мичикизами» — по реке Мичик или от кабардинского «мичигыш».

Западная часть ингушского общества добровольно вошла в состав Российской империи в 1810 году. В восстаниях против российской администрации они участия практически не принимали, номинальным был и их вклад в войну с Россией 1817—1864 годов.

Установление Советской власти на Северном Кавказе благотворно сказалось на положении ингушей, получивших земли русских казаков и осетин, в Гражданскую войну в массе своей поддержавших белых. Согласно БСЭ в 1920 году среди ингушей было 3 % грамотных, а уже к 1940 году грамотность среди ингушей составляла 92 %[15]. Об идентичности ингушей к моменту установления советской власти, Шнирельман пишет:

У ингушей в те годы тоже ещё не сложилось сознания своего единства и не было единого самоназвания. Побывавший у них в 1920—1922 гг. лингвист проф. Н. Ф. Яковлев отмечал, что в ингушском языке не было понятия о народности, и обитатели Ингушетии иной раз определяли свою идентичность по аулам или жившим там фамилиям. Он признавал, что ингуши имели самоназвание «галгай», но отмечал, что у них не было специального этнического названия для своего языка, и они называли его просто «наш язык». А ешё раньше Лаудаев сообщал, что ингуши прежде назывались по фамилиям: галгай, галой, ингуш (ангушт) и пр., а после того, как спустившиеся па плоскость ингуши основали аул Несер (Назрань), они стали называть себя пo его имени. В 1930 г. один из первых крупных советских кавказоведов А. Н. Генко также не обнаруживал у ингушей сознания этнического единства. Известный русский археолог Е. И. Крупнов считал, что никакого единого названия у ингушей в XVII в. ещё не было, и даже в 1832 г. царские чиновники не считали их единой общностью. В первой половине и середине XIX в. русские документы называли их то «ингушским», то «назрановским народом»[16].

По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей[17], а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек[18].

Во время Великой Отечественной войны ингуши, наравне с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с нацистами. Ингуши были депортированы в Казахстан и Сибирь, по оценкам потери от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1957 году, после смерти Сталина.

В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в иных границах[19], нежели были у неё до момента выселения 23 февраля 1944 года — часть современного Пригородного района, входившая в состав Ингушетии, была оставлена Северной Осетии[19]. Вместо утерянных таким образом земель республике были приданы три района Ставропольского края[19]. Обвинения в пособничестве Третьему Рейху официально были сняты лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Союза[20].

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре застарелый осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин)[21], от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию[22].

Антропологический тип

Кавкасионский тип (лат. Varietas Caucasia) — северокавказский вариант европеоидной расы. Термины «Varietas Caucasia» и «Caucasian race» так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы[23]. До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. Блуменбах писал:

Кавказский тип — для изучения я взял именно этот тип, горский тип Кавказа, потому как его южный склон производит самую красивую расу людей; под этой расой я, в первую очередь, подразумеваю грузин. Все физиологические признаки сводятся к этому. Таким образом, мы можем, с большей уверенностью утверждать, что Кавказ — это место рождения белого человека[24].

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:

По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты[25].

Генетика

Ингуши являются носителями шести родов (гаплогрупп), три из которых являются доминирующими:

  • J2 — 32 %
  • F — 27 %
  • G — 27 %
  • I — 0,5 %
  • P — 0,5 %
  • K — 0,5 %

Гаплогруппы J2,F,G являются доминантными для средиземноморского региона.

последние более точные данные по гаплогруппам ингушей по Кутуеву

   J2-81.9%  
   J1- 1.9%
   L3-8.53%
   G- 2.48%

это говорит о древних и относительно чистых корнях

Язык

Вероисповедание

Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз с праправнучкой

Христианство

Первые христианские миссионеры, согласно трудам историка Башира Далгата[26], появились в Ингушетии приблизительно в X веке, одновременно с расцветом Грузии, и были грузинами[26]. Христианство распространялось в Ингушетии и Чечне достаточно широко[26], в настоящий момент на территории современных Чечни, Ингушетии и Северной Осетии существует множество археологических, исторических и архитектурных памятников, подтверждающих многовековое христианство среди ингушей в частности, и вайнахов в общем[26]. В исследовании учёного описываются многочисленные свидетельства историков и путешественников раннего и среднего Средневековья, согласно которым, на территории ингушских земель были построены церкви или даже, возможно, монастырь[26]. В частности, согласно свидетельствам русских немцев-учёных Иоганна Гюльденштедта и Петра-Симона Палласа, побывавших в Ингушетии в XVIII в., в церкви Тхаба-Ерды (образце архитектуры IX—X вв.[27]) хранились древние документы, написанные, по словам из собеседника-монаха, «золотыми, голубыми и черными буквами», что над дверями храма есть надпись «готическими буквами»[26]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, указывал о наличии среди ингушей христиан и язычников:

Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений. Особым почитанием пользуются у ингушей человеческие скелеты, находящиеся в каменной будочке близ мст. Назрань; по преданию, скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрани, и оставались нетленными в течение 200 лет, но с приходом русских стали портиться[25].

Ислам

Ислам приняли чуть более 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом[26]. Но после посещения Ингушетии шейхом кадырийского тариката Кунта-хаджи Кишиевым распространение ислама приняло повсеместный характер[26]. Исповедуется умеренный ислам суннитского толка мазхаба имама Аш-Шафии, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.

Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката (духовного пути), основанного на тарикате шейха Абд ал-Кадира ал-Джилани и шейха Бахауддина Накшбанди[28].

Культура

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции. Популярными музыкальными инструментами являются дахчан-пандар (вид балалайки), каьхат-пандар (аккордеон, используемый преимущественно для аккомпанирования девушкам), мирз-пондар (трехструнная скрипка), зурна (вид кларнета), тамбурин и барабаны.

См. также

Примечания

  1. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
  2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  3. Росстат об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года — «Вот какие мы — россияне» — Российская Газета — Росстат об итогах Всероссийской переписи насел …
  4. Мосстат: Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве: Приложение 5. Национальный состав населения по г. Москва
  5. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  6. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. &n_page=2 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
  8. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  9. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010  (латыш.)
  10. Прошин Н. И. Энциклопедия «Народы мира». — М.: 2009
  11. 1 2 М. А. Ялхороева Ингушская диаспора в Турции. Назрань 2008
  12. Танкиев А. Х. Ингуши. Саратов 1998.
  13. Прошин Н. И. Энциклопедия «Народы мира». — М.: 2009.
  14. Всероссийская перепись населения 2002 года
  15. Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика. БСЭ. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  16. БЫТЬ АЛАНАМИ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XX ВЕКЕ. "ИНГУШЕТИЯ.РУ".(недоступная ссылка)
  17. Всесоюзная перепись населения 1926 года.Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  18. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  19. 1 2 3 Зенькович Н. А. Тайны ушедшего века. Границы. Споры. Обиды. — Олма-Пресс, 2004. — С. 610-612. — 766 с. — ISBN 5-224-04403-0
  20. Зенькович Н. А. Тайны ушедшего века. Границы. Споры. Обиды. — Олма-Пресс, 2004. — С. 656-658. — 766 с. — ISBN 5-224-04403-0
  21. Осетино‑ингушский конфликт: хроника событий  (рус.), Inca Group "War and Peace" (08.11.08).
  22. Правозащитный центр «Мемориал»
  23. Biographical details are in Charles Coulston Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, 1970:203f s.v. «Johann Friederich Blumenbach».
  24. Johann Friedrich Blumenbach, The anthropological treatises of Johann Friedrich Blumenbach, translated by Thomas Bendyshe. 1865. November 2, 2006.
  25. ↑ Ингуши. Брокгауз-Ефрон. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  26. ↑ Первобытная религия чеченцев и ингушей / С. А. Арутюнов. — 1-е изд. — М.: Наука, 2004. — С. 38-52. — 240 с. — 550 экз. — ISBN 5020098353
  27. Храм Тхаба-Ерды в Ингушетии
  28. The Ingush (with notes on the Chechen): Background information. Калифорнийский университет в Беркли (February 1997). Проверено 10 февраля 2007.

Ссылки

  • Ингушетия.инфо
  • News and History of Ingushetia
  • The Ingush people
  • Официальный сайт Ингушетии
  • Mitochondrial DNA and Y-Chromosome Variation in the Caucasus

Ингуши быт, ингуши кто такие, ингуши парни фото.

Мото Гран-при Индианаполиса 2008, Николин день, Западный Коулун, Схолия.