Prometcor.ru

Prometcor.ru - юрточный портал

Катастрофа Ил-62 в Кабацком лесу
Перейти к: навигация, поиск
Рейс 5055 LOT

Обломки на месте катастрофы
Общие сведения
Дата

9 мая 1987 года

Время

11:12 (UTC+1)

Характер

Пожар на борту

Причина

Катастрофический отказ двигателя № 2

Место

Кабацкий лес (польск.)русск., Варшава (Польша)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Ил-62М борт SP-LBG в Хитроу (Лондон) за три недели до катастрофы (18 апреля 1987 года)

Модель

Ил-62М

Имя самолёта

Tadeusz Kosciuszko

Авиакомпания

LOT

Пункт вылета

аэропорт Окенце, Варшава (Польша)

Пункт назначения

аэропорт им. Джона Кеннеди, Нью-Йорк (США)

Рейс

LO 5055

Бортовой номер

SP-LBG

Дата выпуска

1983 год

Пассажиры

172

Экипаж

11

Погибшие

183 (все)

В субботу 9 мая 1987 года на окраине Варшавы произошла катастрофа Ил-62М Польских авиалиний (LOT). Самолёт выполнял международный рейс LO 5055 из Варшавы в Нью-Йорк, когда вскоре после вылета загорелся один из двигателей. Не зная ещё масштаба происшествия, экипаж предпринял попытку вернуться обратно в Варшаву, но при заходе на посадку авиалайнер потерял управление и врезался в расположенный под ним Кабацкий лес (польск.)русск.. В катастрофе погибли все 183 человека на борту. Это крупнейшая катастрофа в истории польской авиации и в истории Ил-62[1].

Содержание

Самолёт

Ил-62М с бортовым номером SP-LBG (заводской — 3344942, серийный — 44-04) был выпущен Казанским авиазаводом в третьем квартале 1983 года и являлся одним из семи самолётов Ил-62М, переданных Польше в данном году. Ему было присвоено имя Tadeusz Kosciuszko (Тадеуш Костюшко) — известного польского военного и политического деятеля конца XVIII — начала XIX веков. На авиалайнере были установлены 4 турбореактивных двигателя Д-30КУ. Всего на момент катастрофы борт SP-LBG имел 6971 час налёта (при общем назначенном ресурсе 30 000 часов и межремонтном 10 000 часов) и 1752 посадки[2].

Стоит отметить, что до него имя Tadeusz Kosciuszko носил Ил-62 с бортовым номером SP-LAB (заводской — 21105, серийный — 11-05) 1972 года выпуска, который в начале 1983 года был возвращён в СССР, где ему присвоили бортовой номер CCCP-86706 и направили в 1-й Красноярский авиаотряд Красноярского управления гражданской авиации[3].

Экипаж

Экипаж самолёта в день катастрофы имел следующий состав:

Предшествующие обстоятельства

Предыдущим днём борт SP-LBG выполнил трансатлантический рейс из Чикаго в Варшаву, после чего прошёл 6-часовую проверку, в ходе которой его подготовили к следующему трансатлантическому перелёту. 9 мая авиалайнер должен был выполнять рейс из Варшавы в Нью-Йорк. На его борту находились 11 членов экипажа и 172 пассажира: 155 поляков, из них 21 постоянно проживал за рубежом, а 5 являлись сотрудниками LOT, и 17 американцев. Взлётный вес составлял 167 тонн

Национальность Пассажиры Экипаж Всего
Польша Польша 155 11 166
США США 17 0 17
Итого 172 11 183

В 10:07 экипаж получил разрешение на руление по аэродрому к ВПП 33, а в 10:17 находясь на исполнительном старте получил разрешение на взлёт. В 10:18 Ил-62 вылетел из Варшавского аэропорта и летя по воздушному коридору R-23 (курс 280°) начал набор высоты до эшелона 180 (18 тысяч футов или 5486 метров) по направлению на Грудзёндз. Согласно плану полёта, выход из Польского воздушного пространства должен был выполнен после пролёта Дарлово.

Находясь в процессе подъёма, самолёт приближался к границе воздушной зоны аэропорта, когда в 10:26 диспетчер подхода дал указание пока задержаться на эшелоне 160 (16 тысяч футов или 4877 метров) и сохранять эту высоту до Грундзёндза. Это было связано с тем, что на эшелоне 170 (17 тысяч футов или 5182 метра) проводились полёты военной авиации, а у гражданского диспетчера не было связи с военным. После прохода Плоньска экипаж сохраняя эшелон полёта 160 перешёл на связь с районным диспетчером. Собственно, до 10:41 полёт проходил в нормальном режиме.

Отказ двигателя

В 10:31 экипаж получил указание от диспетчера как можно быстрее подняться до эшелона 310 (31 тысяча футов или 9449 метров) (польск. 5055, wchodźcie na trzysta dziesięć i błyskawicznie sto siedemdziesiąt przecięcie.). В связи с этим была повышена мощность двигателей, которая в течение 30 секунд даже достигала максимального значения.

В 10:41, на 23-й минуте полёта, когда авиалайнер на скорости 815 км/ч на высоте 8200 метров проходил над деревней Варлюбя (польск.)русск., в кабине сработали сигналы о декомпрессии и о пожаре в обоих левых двигателях. Командир Павлачик связался с диспетчером и доложил о чрезвычайной ситуации и о намерении вернуться в Варшаву. В связи с нарушением декомпрессии, экипаж приступил к аварийному снижению до высоты 4000 метров. Также при развороте был обнаружен и отказ рулей. В 10:44 с самолёта доложили о ликвидации пожара и начале аварийного сброса топлива.

Сброс лишнего топлива был необходим, так как вес авиалайнера в этом момент (ориентировочно 161 тонна) значительно превышал максимальный посадочный (107 тонн), а посадка перегруженного самолёта была чревата повреждением шасси. Бортинженер доложил, что работает только один из четырёх электрических генераторов, поэтому часть систем пришлось отключить. Также возникла проблема со сбросом топлива, так как клапаны имели электрический привод. Также отказал руль высоты, работал лишь его триммер.

Кратковременно в экипаже обсуждалась возможность посадки в Гданьском аэропорту, но затем командир Павлачик принял решение лететь до Варшавы.

Катастрофа

Примечания

  1. Aircraft accident Ilyushin 62M SP-LBG Warszawa-Okecie Airport (WAW)  (англ.). Архивировано из первоисточника 28 мая 2013. Проверено 27 мая 2013.
  2. Ильюшин Ил-62М Бортовой №: SP-LBG. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 27 мая 2013. Проверено 26 мая 2013.
  3. Ильюшин Ил-62 Бортовой №: RA-86706. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 27 мая 2013. Проверено 26 мая 2013.

Катастрофа Ил-62 в Кабацком лесу.