Prometcor.ru

Prometcor.ru - юрточный портал

Чертоза
Малые клуатры Чертозы

Пави́йская Черто́за (Certosa di Pavia) — картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан, в современной итальянской провинции Павия. Чертоза служит усыпальницей миланских герцогов Висконти и Сфорца и, наряду с католической святыней в Саронно, являет собой исключительный по степени сохранности образчик ломбардского художественного вкуса тех времён.

Готическая в своей основе церковь была заложена Джаном Галеаццо Висконти 27 августа 1396 года. На первых порах строительство курировал зодчий Марко Солари. В эпоху кватроченто храм приспособляли к возрожденческим вкусам другие представители этого семейства — Джованни и Гвинифорте Солари. Своим окончательным видом Чертоза обязана Джованни Антонио Амадео. Храм был освящён 3 мая 1497, но отделочные работы затянулись ещё на десять лет.

В архитектурном отношении Чертоза крайне эклектична, сочетая новейшие флорентийские веяния с пристрастием к северной готике. Многие конструктивные решения заимствованы зодчими у Миланского собора. Интерьер украшают алтарные образы кисти Бергоньоне, а также скульптурные и живописные работы Перуджино, Луини и Гверчино.

Над гробницей основателя монастыря, Джангалеаццо Висконти, в 1490-е годы работали Кристофоро Романо и Бенедетто Бриоско. Скульптурное убранство гробницы Лодовико Моро и Беатриче д’Эсте было перенесено сюда в 1564 г. из Санта-Мария-делле-Грацие. Славятся такие предметы убранства, как бронзовая люстра и витражи, к созданию которых приложили руку Бергоньоне и Винченцо Фоппа.

В 1782 г. австрийцы изъяли Чертозу из ведения картезианцев и передали её монахам других монастырей. На протяжении столетия в стенах монастыря сменяли друг друга цистерцианцы, кармелиты и вновь картезианцы. В 1866 г. Чертоза была объявлена музеем общенационального значения.

К церкви пристроен квадратный двор с галереей (Большой клуатр), в свою очередь, примыкающий к двору монастыря, на который выходят монашеские кельи.

Посетивший в начале XX века Чертозу П. П. Муратов высказался о ней следующим образом:

Чертоза была задумана как воплощение всех свойств, способностей и особенностей ломбардского строительства на переходе его от кватроченто к чинквеченто. Со всей ясностью сказалось здесь, что ломбардская архитектура вне Браманте была искусством ограниченно декоративным и что ломбардская скульптура, вне тосканских влияний, была чем-то исключительно прикладным. Все грандиозное сооружение Чертозы, от первого и до последнего камня, было делом рук великолепнейших, каких свет никогда не создавал, ремесленников, возомнивших себя художниками. Идея, священная для ренессансной архитектуры, идея, которая присутствует в самой скромной церковке, в самом простом крестьянском доме Тосканы, и не снилась здесь. При всех мотивах и орнаментах богатейшей своей декорировки Чертоза осталась готичной, по существу, нисколько не менее, чем готично разубранный Миланский собор.

См. также

45° с. ш. 9° в. д. / 45.257° с. ш. 9.148° в. д. (G) (O)

Чертоза.